Мы оказались в эпицентре идеального шторма, сочетание рыночных событий в котором обнажает всю хрупкость глобальной взаимосвязанной финансовой системы, построенной на долге и финансовом инжиниринге. COVID19, похоже, стал новым «черным лебедем», заставшим мир врасплох. Следствиями распространения вируса стали обрыв глобальных цепочек поставок и сбои в нашей глобальной экономике. Последствия обрыва цепочек поставок, если они проявятся, ещё должны ударить по рынкам в следующие пару недель.
В выходные, когда внимание всего мира было приковано к карантину в Италии и распространению коронавируса в Штатах, на авансцену вдруг вышла Россия и обрушила рынки, выпустив ещё одного черного лебедя — неожиданно разорвав соглашение с ОПЕК об ограничении добычи, которое до того продлевалось ежеквартально с целью поддержания цен на нефть. Непохоже, чтобы это пришлось по вкусу Саудовской Аравии, которая немедленно снизила цену на свою нефть и объявила о значительном увеличении добычи. Это привело к падению нефтяных цен более чем на 30%, а WTI, временно просев до менее чем $30 за баррель, в понедельник торговалась по $34,35. Такой шаг России следует рассматривать как удар по добыче американской сланцевой нефти, увеличивавшей конкуренцию на глобальных рынках.
Нефтяные войны, впрочем, сложно назвать неожиданным явлением. Многие годы не входящие в ОПЕК страны выражают недовольство реальностью нефтедоллара, в которой государства вынуждены расплачиваться за нефть долларами США, и заявляют о необходимости изменить заведенный порядок.
Это привело к созданию нефтяных контрактов, деноминированных в юанях и рублях, и увеличению объема прямой торговли между Ираном, Россией и Китаем. Вопрос, которым в последние пару лет задавались уже многие: «Когда уже мы увидим полный разворот от ОПЕК к более раздвоенному глобальному рынку нефти?».
Что ж, похоже, что Россия, наконец, почувствовала себя достаточно уверенно, чтобы послать подальше нефтяной картель и уйти. Интересно будет понаблюдать за тем, какие опосредованные последствия вызовет этот смелый шаг в ближайшие месяцы и годы.
Вот один из важнейших графиков, которые следует учитывать, когда разгораются нефтяные войны: стоимость добычи барреля по странам. (Предоставлено, конечно же, нашим добрым другом @arbedout, остающимся одним из моих любимых источников информации по этой теме. Очень рекомендую ознакомиться с цитируемым тредом целиком.)
#4: Like I said in #1, the number of barrels produced per capita is an important metric; even more important is cost of extracting a barrel from the ground.
US cost of extraction is somewhere between $21 and $23 dollars.
Gulf oil cost of extraction is between $8 and $10. pic.twitter.com/c3lLnUppk4
— شتر دیدی؟ ندیدی (@arbedout) October 3, 2019
Как я уже сказал в первом твите этого треда, количество производимых баррелей на душу населения является важным показателем; но ещё важнее стоимость производства барреля нефти. Стоимость добычи в США составляет 21–23 доллара. Затраты на добычу барреля нефти в заливе составляют от 8 до 10 долларов.
Как видите, Саудовская Аравия и другие производители Ближнего Востока могут пережить этот шторм намного легче своих коллег из других регионов. И тем не менее, Россия решила дать рынкам понять, насколько низко они могут упасть, и как долго они смогут выдерживать войну на выживание.
RUSSIAN FINANCE MINISTRY SAYS RUSSIA CAN WEATHER OIL PRICES OF $25-$30 PER BARREL FOR 6-10 YEARS#OOTT
— *Walter Bloomberg (@DeItaOne) March 9, 2020
Министерство финансов России заявляет, что Россия может выдерживать цены на нефть в диапазоне $25–30 за баррель в течение 6–10 лет.
Если Саудовская Аравия предпримет решительные действия, постаравшись наказать тех, кто пренебрегал нефтяным картелем, то России, по-видимому, придется тяжелее всех: я ожидаю, что цены на нефть упадут ниже линии, проведенной Минфином РФ. Впрочем, ещё интереснее будет пронаблюдать за тем, как смогут (и смогут ли) пережить шторм американские производители сланцевой нефти. Но есть и плюсы: где-то может, наконец, подешевеет бензин!
Спровоцированный Россией обвал рынка нефти не преминул отразиться и на рынке ценных бумаг, еще больше усугубив положение, вызванное распространением коронавируса. Идеальный шторм из макрособытий наносит по рынку акций удар за ударом, обнаруживая всю хрупкость глобальной финансовой системы. Это очень важно понимать. Сочетание коронавируса и действий России, в очередной раз начинающей играть по своим правилам, может быть триггером для спада на рынке, но никак не основной проблемой, из-за которой такой спад в принципе стал возможен. Основная причина заключается в хрупкости финансовой системы, напрямую зависящей от дешевого долга. Биткойн-инженер Джеймс О’Бейрн высказался на этот счет намного более красноречиво:
It wasn't obvious that the combination of a new virus and the dissolution of an oil cartel would bring markets to their knees.
It *was* obvious that overleveraged corporates with historically high P/Es pumped up by unnaturally low rates can't tolerate the unexpected.
— James O'Beirne (@jamesob) March 9, 2020
@jamesob: То, что сочетание нового вируса и роспуска нефтяного картеля обрушит рынки, не было очевидно. Но что было *очевидно*, так это то, что перекредитованные за счет противоестественно низких процентных ставок корпорации с коэффициентом цена/доходность, находящимся на историческом максимуме, не способны выдерживать неожиданные потрясения.
Корпоративный долг, значительно выросший благодаря режиму низких ставок, который привел к массовой волне выкупа компаниями собственных акций, подвергнется серьезной проверке. Поглядывайте за рынками корпоративного кредитования. Боюсь, у них есть все шансы не справиться с этим стрессом. И ФРС, похоже, испытывает те же опасения, судя по готовности на 75% увеличить суммы, выделяемые для операций РЕПО «овернайт», повысив объем однодневного кредитования со $100 млрд. до $150 млрд., а двухнедельного финансирования – с $20 млрд. до $45 млрд.
В преддверии намеченного на 17–18 число очередного заседания Комитета по операциям на открытом рынке в составе ФРС, все взгляды обращены на Джерома Пауэлла и Фед.резерв. Насколько они собираются снизить ставки? Готовы ли они прибегнуть к очередному решительному количественному смягчению, чтобы успокоить рынки? Это покажет только время и серьезность продолжающегося снижения рынков. В последние недели сокращение на 50 б.п. оказалось совершенно неэффективным. Мне кажется, им придется пойти на более решительные меры, чтобы вернуть контроль над ситуацией на рынках.
Теперь, как это всё повлияло на Биткойн уже, и повлияет ли ещё в дальнейшем?
Пока что биткойн падает вместе с традиционными рынками, будучи рисковым активом, позиции в котором инвесторы ликвидируют, чтобы получить наличные, остро необходимые в других местах. Конечно, Биткойн пока не является безопасным убежищем, в качестве которого многими позиционируется. Впрочем, это неудивительно, учитывая, насколько молод протокол и как плохо большинство инвесторов знакомы с Биткойном. Статус актива-убежища нужно ещё заслужить, и репутация Биткойна, вероятно, еще слишком коротка, чтобы инвесторы могли рассматривать его в этом качестве. И это говорит вам тот, кто совершенно убежден, что нарратив об активе-убежище в конечном счете воплотится в реальности и люди ещё будут искать спасения от разрушения традиционной финансовой системы, спеша купить свои сатоши.
Кто-то может спросить, а в своем ли я уме и не мазохист ли я.
Возможно, он окажется прав. Или, может быть, я просто лучше него понимаю фундаментальные факторы протокола, и, насколько я вижу, со временем они становятся только лучше. Как раз в понедельник, около 14:00 по Москве, сложность майнинга Биткойна возросла почти на 7%, чтобы сохранить средний интервал между блоками равным примерно 10 минутам. Это значит, что за предыдущие 2016 блоков к сети присоединилось существенное количество новых хеширующих мощностей. Помимо этого, Bitcoin Core – самая популярная имплементация полного узла – выпустила новую версию (v0.19.1) своего ПО, и это показывает, что сообщество разработчиков по-прежнему заинтересовано в развитии и совершенствовании Биткойна.
И самое главное, традиционная система и власти, похоже, утрачивают контроль над ситуацией. Я полагаю, что нам предстоит столкнуться с кризисом доверия по отношению к эффективности политики ФРС, способности федерального правительства управлять Соединенными Штатами на микроуровне, и к мечте, которую продают массам традиционные и финансовые СМИ.
Я понимаю, что делать прогнозы такого толка – занятие довольно дурацкое, и тем не менее. Мне трудно поверить, что массы снова купятся на впариваемую им официальной пропагандой чушь, если мы и правда столкнемся с большой рецессией, о которой толкуют уже с 2008 года. Если экспансия базы денежной массы и резкое снижение ставок не сработало в последний кризис, почему это должно сработать теперь? Можно ли печатным станком и снижением ставок решить системные проблемы, проявившиеся на фоне коронавируса и решения одной страны не ограничивать свою добычу нефти? Сомневаюсь. Максимум, чего можно добиться с такой политикой, это временной отсрочки, которая только ещё больше усугубит проблему.
Собственно говоря, я бы даже не был уверен, что их политика окажется столь же эффективной, как и раньше. Раны 2008 года еще довольно свежи в памяти людей. Добавьте к этому ещё скорость и эффективность распространения информации, значительно возросшие с 2008 года, и поверить в готовность людей купиться на официальную пропаганду станет ещё сложнее. Массы сейчас более образованы, чем когда-либо, и активно обсуждают актуальную проблематику в социальных сетях. Принудительно скормить людям ту же политику в этот раз окажется намного сложнее. Да и запас стрел в колчане ФРС к текущему моменту заметно истощился.
Вот почему я чувствую себя вполне уверенно, вкладывая в биткойн, даже на фоне падающего курса. Я считаю, что мы живем в один из самых переломных моментов в истории человечества. Люди во всем мире начинают сомневаться в институтах, доставшихся нам от индустриальной эпохи, и ведут в цифровом пространстве жесткие дискуссии о том, какое будущее они хотят видеть. Биткойн станет краеугольным камнем цифрового века, в который мы быстро переходим. Нам нужны системные изменения. Чтобы действительно решить накопившиеся проблемы, нам нужно исправить денежную систему, и, по моему мнению, Биткойн открывает наилучшие возможности для этого в цифровую эру.
В краткосрочной перспективе мне интересно посмотреть, как рынок отреагирует на следующую волну неизбежного снижения ставок со стороны ФРС. Если ставки снизятся значительно, а рынки отреагируют на это примерно как на 50 б.п. на прошлой неделе, то, я думаю, доверие к властям начнёт разрушаться намного быстрее, чем люди того ожидают. Если же снижение ставок и количественное смягчение обеспечат рынкам некоторую передышку, то эта конструкция, вероятно, проживёт чуть дольше.
Но вне зависимости от того, что произойдет, я продолжаю накапливать свои сатоши.
Источник: bitnovosti.com